30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Репертуар
  • Ноябрь
    28
  • Декабрь
  • Январь
Другие события
Любовь к трем апельсинам
С. Прокофьев
Описание
Возрастная категория: 6+
Опера в 4 действиях (10 картинах) с прологом
Семистейдж*

Солисты Пермской оперы, хор и оркестр театра
Хормейстеры — Виталий Полонский, Татьяна Степанова, Ганна Барышникова, Арина Мирсаетова
Режиссер — Нина Воробьева
Художник по костюмам — Евгения Платонова
Художник по свету — Алексей Хорошев

Написанная в 1921 году и впервые поставленная в Чикаго на французском языке, опера Прокофьева была вдохновлена традициями площадного театра и художественными веяниями эпохи. «Любовь к трем апельсинам» — так называлась старинная сказка Карло Гоцци, изданная в первом номере одноименного журнала в вольной обработке Всеволода Мейерхольда, Константина Вогака и Владимира Соловьева. Именно Мейерхольд подсказал композитору идею для его первой комической оперы.

Сюжет, в свою очередь, был позаимствован из комедии дель арте. История о спасении и женитьбе Принца благодаря помощи Труффальдино и вопреки козням принцессы Клариче и министра Леандра — лишь один из трех сценических планов. Положительным персонажам покровительствует светлый маг Челий, отрицательным — ведьма Фата Моргана (попутно разыгрывая их судьбы в карты). Кроме того, в действие сказки вмешиваются Лирики, Трагики и Чудаки, словно вышедшие из бойкой ярмарочной толпы. В стремлении написать «ясную, живую и, по возможности, простую» музыку Прокофьев действительно превращает итальянские маски в смешных, трогательных и близких зрителю героев.

* Cемистейдж (semi-staged production) предполагает полноценное исполнение партитуры (с участием оркестра и солистов), но с ограниченным использованием грима, костюмов, декораций, света или отсутствием некоторых составляющих. В этом смысле формат семистейдж, в последние годы достаточно распространенный в мировой театральной практике, занимает промежуточное положение между обычным спектаклем и концертным исполнением.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Действующие лица:

Король Треф
Принц, его сын
Принцесса Клариче, племянница Короля
Леандр, первый министр
Труффальдино, человек, умеющий смешить
Панталон, приближенный Короля
Маг Челий, покровительствует Королю
Фата Моргана, ведьма, покровительствует Леандру
Принцессы в апельсинах: Линетта, Николетта, Нинетта
Кухарка
Фарфарелло, дьявол
Смеральдина, арапка
Церемониймейстер
Герольд
Десять чудаков, трагики, комики, лирики, пустоголовые, чертенята, медики, придворные

Действие происходит в вымышленном государстве

Представители различных театральных жанров сражаются на гусиных перьях. Трагики требуют «высоких трагедий, философских решений, мировых проблем»; комики жаждут «бодрящего, оздоровляющего смеха»; лирики мечтают о «романтической любви, цветах, луне, нежных поцелуях»; пустоголовые хотят «фарсов, ерунды, двусмысленных острот». Десять чудаков гигантскими лопатами разгребают ссорящихся и объявляют о начале «настоящего, бесподобного» представления.

Король Треф в отчаянии. Его сын, наследный Принц, болен ипохондрической болезнью. Медики считают пациента безнадежным. Но Король вспоминает о чудотворной силе смеха. При дворе объявляется начало веселых праздников.

Горячую заинтересованность в судьбе героев проявляют волшебники: добрый Маг Челий и злая ведьма Фата Моргана. За кабалистическим занавесом происходит символическая игра в карты: Челий проигрывает.

Племянница Короля Клариче мечтает наследовать престол. Это по ее указке первый министр королевства Леандр осуществляет гнусную измену, подготавливая медленную смерть Принца. Леандр кормит королевского отпрыска трагической прозой, запекает в пищу зловредные стихи. Узнав, что при дворе появляется весельчак Труффальдино, Клариче требует от Леандра решительных действий. По его мнению, Принцу нужен опий или пуля.

Между тем Труффальдино тщетно пытается рассмешить больного. Тот и слышать не хочет ни о каких развлечениях. Даже комический танец Труффальдино не может отвлечь наследника от мыслей о болезни и лекарствах. Потеряв терпение, Труффальдино взваливает сопротивляющегося Принца на плечи и отправляется с ним на праздник.

Одно за другим следуют веселые представления. Дерутся на дубинах уродцы с огромными головами. Пьяницы и обжоры, толкаясь и перегоняя друг друга, устремляются к фонтанам с пищей и вином. Принц остается безучастным. Случайно его внимание привлекает потасовка между Труффальдино и Фатой Морганой, одетой жалкой старухой. Принц издает неуверенное «Ха, ха, ха!». Постепенно его смех становится громче, раскатистей, радостней. Все придворные, глядя на Принца, содрогаются от неистового хохота. В гневе подымается Фата Моргана и заклинает Принца влюбиться в три апельсина. Принц приходит в неописуемое волнение. Им овладевает немедленное желание отправиться на поиски апельсинов. В качестве спутника он берет с собой Труффальдино. Дьявол Фарфарелло, вооружившись мехами, дует им в спину.

Маг Челий с волнением следит за осуществлением безрассудного предприятия Принца. Добрый волшебник тщетно пытается устрашить его предстоящими испытаниями. Принц непреклонен. Челий вручает ему волшебный бантик и предупреждает, что апельсины можно открыть только у воды.

Преодолевая страх и робость, путешественники устремляются к кухне злой великанши Креонты. Им преграждает путь грозная кухарка. Труффальдино удается заинтересовать ее волшебным бантиком, а Принц тем временем похищает три апельсина.

В знойной пустыне Принц и Труффальдино изнемогают от усталости — апельсины выросли и стали очень тяжелыми.

Принц засыпает, а Труффальдино решает полакомиться апельсиновым соком. Один за другим он разрезает два апельсина. Из них появляются белые девушки, которые на глазах растерявшегося забавника умирают от жажды. Труффальдино в ужасе убегает.

Просыпается Принц. Ему не терпится узнать, что содержит в себе апельсин. Выходит третья девушка. Она признается Принцу, что давно любит его и ждет освобождения. Подобно своим сестрам, Нинетта умоляет дать ей напиться. Выручают чудаки. Они выставляют на сцену ведро воды. Принцесса спасена. Принц отправляется во дворец, чтобы предупредить Короля. Тем временем арапка Смеральдина с помощью волшебной булавки превращает принцессу в крысу.

За кабалистическим занавесом Маг Челий и Фата Моргана ожесточенно спорят о судьбе своих героев. Спор переходит в потасовку. Трудно представить, кто в ней победит. Вновь приходится вмешиваться чудакам. Они заманивают Фату Моргану в высокую башню и запирают ее. Теперь Маг Челий может выручить своих любимцев.

В тронной зале королевского дворца всё готово к обручению. Вдруг придворные замечают огромную крысу. Челий заклинает ее вновь превратиться в принцессу Нинетту. Открывается предательство Клариче, Леандра и арапки Смеральдины. Король решает казнить изменников. Они пытаются спастись бегством и попадают в преисподнюю Фаты Морганы. Придворные славят Короля и счастливых влюбленных — Принца и Принцессу.


Фото
Спектакль посвящён

Бенефису Сергея Власова

поиск