25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
24.06.2022
Альона Пикалова о сценографии в опере «Норма»
Альона Пикалова — автор сценографии для многих постановок в Пермском театре оперы и балета. Мы удивлялись размаху ее мысли в «Лебедином озере», «Баядерке», «Шахерезаде» и не только. И уже совсем скоро увидим декорации, которые Альона подготовила для премьеры «Нормы» Беллини. Конечно, мы не упустили возможность поговорить с ней о работе художника в этой сложной и красивой постановке.

Альона Пикалова. Норма. Пермская опера

Фото: Ольга Керелюк / Урал Опера Балет


Почему в качестве эталона для стилистического решения спектакля были выбраны проекты Этьена-Луи Булле, Клода-Николя Леду и Жан-Жака Лекё? И причем тут картина «Сон Оссиана» Жана Огюста Доминика Энгра?

На ваш вопрос непросто ответить. Подробный ответ дал Аркадий Ипполитов, который вы можете прочитать в буклете спектакля. Если вкратце, то на наших самых первых беседах на эту тему, перебрав множество вариантов, мы решили остановиться на «духе времени» Беллини и пересмотреть ту культурную среду, которая его окружала; имена художников и архитекторов, работавших в тот период и определивших тридцатилетие, с 1800 по 1830 год.

Почему «Оссиан»? Можно сказать, что работа Энгра — это зарождение нового стиля, переход от классицизма к романтизму, который есть и в музыке Беллини. А еще потому, что имя Оссиана тесно связано с Наполеоном Бонапартом и его новой культурой. По примеру Александра Македонского и Августа, у которых были свои любимые поэты, Наполеон назначил на эту роль кельтского барда Оссиана, и, насколько я знаю, эта картина Энгра была заказана для того, чтобы разместить ее — ни много ни мало — в римском дворце, который готовился для резиденции Наполеона. Картина должна была быть размещена на потолке его спальни. Некий символизм: галлы завоевали Рим и поместили своего нового главного поэта прямо в сердце Римской империи. Не знаю, думали ли мы об этом на обсуждении, но, даже если это не проговаривалось вслух так подробно, все равно мы понимали, о чем идет речь. Есть две разные культуры: в какой-то момент они соперничают, в какой-то объединяются, перетекают одна в другую — как в сюжете «Нормы». В итоге, дух и колорит картины Энгра стал базовым эстетическим слоем этой работы.

Вторым слоем стала архитектура 1800-х годов. Постройки и проекты французских архитекторов Булле, Леду и Лекё опередили свое время — даже сейчас они смотрятся смело, в свое же время это были принципиально утопические проекты: идеи, выраженные в архитектурных формах, которые были адресованы будущим поколениям. В XX веке они были заново открыты и оценены. Эти конструкции соотносятся с общим настроением той творческой среды, в которой существовал Беллини, и их холодная отстраненность идеально подчеркивает красоту бельканто.

Что нас ждет в плане декораций? Планируете ли вы удивить зрителя размахом проделанной работы?

В работе над «Нормой» не было цели удивить дизайном. Здесь главное — организовать сцену под режиссерские и вокальные задачи. Придумать декорации с расчетом на то, чтобы хор и солисты были максимально выгодно размещены в камерном, специально стесненном пространстве.

Расскажите немного о процессе работы над декорациями. Как это происходит? Как рождается и воплощается идея художника-постановщика?

Это очень обширный вопрос, как минимум семинара, но вкратце могу сказать, что конструкция, которая представлена в «Норме», отсылает к теме слияния и взаимного влияния культур.

То, что вы увидите на сцене — отсылка к рациональной и функциональной архитектуре колумбария. Колумбарий буквально — это голубятня. Продвижение римских войск сопровождалось постройкой мостов, дорог, акведуков и почтовых сооружений. Почта в то время была голубиной. Благодаря в том числе и голубям, как мы помним из истории, Рим покорил Европу. С тех пор голубятни укоренились во Франции, а затем во многих странах мира эта конструкция перешла без изменения названия в наименование места для захоронения праха. Один из архитектурных проектов из наследия Лекё и напомнил об эволюции голубятни — колумбария.

Для нас в работе первичным был сюжет либретто. Нужно было условное сакральное пространство, единое и составное одновременно. Объединяющее жрецов с народом и закрытое от врагов. Устройство колумбария перекликается и с образом архаичного храма, и с оборонной башней.
поиск