Тексты Время чтения: 5 мин

Альона Пикалова о сценографии в опере «Норма»

Альона Пикалова о сценографии в опере «Норма»

Альона Пикалова

 — автор сценографии для многих постановок в Пермском театре оперы и балета. Мы удивлялись размаху ее мысли в «Лебедином озере», «Баядерке», «Шахерезаде» и не только. И уже совсем скоро увидим декорации, которые Альона подготовила для премьеры «Нормы» Беллини. Конечно, мы не упустили возможность поговорить с ней о работе художника в этой сложной и красивой постановке.


Альона Пикалова. Норма. Пермская опера

Фото: Ольга Керелюк / Урал Опера Балет


Почему в качестве эталона для стилистического решения спектакля были выбраны проекты Этьена-Луи Булле, Клода-Николя Леду и Жан-Жака Лекё? И причем тут картина «Сон Оссиана» Жана Огюста Доминика Энгра?

На ваш вопрос непросто ответить. Подробный ответ дал Аркадий Ипполитов, который вы можете прочитать в буклете спектакля. Если вкратце, то на наших самых первых беседах на эту тему, перебрав множество вариантов, мы решили остановиться на «духе времени» Беллини и пересмотреть ту культурную среду, которая его окружала; имена художников и архитекторов, работавших в тот период и определивших тридцатилетие, с 1800 по 1830 год.

Почему «Оссиан»? Можно сказать, что работа Энгра — это зарождение нового стиля, переход от классицизма к романтизму, который есть и в музыке Беллини. А еще потому, что имя Оссиана тесно связано с Наполеоном Бонапартом и его новой культурой. По примеру Александра Македонского и Августа, у которых были свои любимые поэты, Наполеон назначил на эту роль кельтского барда Оссиана, и, насколько я знаю, эта картина Энгра была заказана для того, чтобы разместить ее — ни много ни мало — в римском дворце, который готовился для резиденции Наполеона. Картина должна была быть размещена на потолке его спальни. Некий символизм: галлы завоевали Рим и поместили своего нового главного поэта прямо в сердце Римской империи. Не знаю, думали ли мы об этом на обсуждении, но, даже если это не проговаривалось вслух так подробно, все равно мы понимали, о чем идет речь. Есть две разные культуры: в какой-то момент они соперничают, в какой-то объединяются, перетекают одна в другую — как в сюжете «Нормы». В итоге, дух и колорит картины Энгра стал базовым эстетическим слоем этой работы.

Вторым слоем стала архитектура 1800-х годов. Постройки и проекты французских архитекторов Булле, Леду и Лекё опередили свое время — даже сейчас они смотрятся смело, в свое же время это были принципиально утопические проекты: идеи, выраженные в архитектурных формах, которые были адресованы будущим поколениям. В XX веке они были заново открыты и оценены. Эти конструкции соотносятся с общим настроением той творческой среды, в которой существовал Беллини, и их холодная отстраненность идеально подчеркивает красоту бельканто.

Что нас ждет в плане декораций? Планируете ли вы удивить зрителя размахом проделанной работы?

В работе над «Нормой» не было цели удивить дизайном. Здесь главное — организовать сцену под режиссерские и вокальные задачи. Придумать декорации с расчетом на то, чтобы хор и солисты были максимально выгодно размещены в камерном, специально стесненном пространстве.

Расскажите немного о процессе работы над декорациями. Как это происходит? Как рождается и воплощается идея художника-постановщика?

Это очень обширный вопрос, как минимум семинара, но вкратце могу сказать, что конструкция, которая представлена в «Норме», отсылает к теме слияния и взаимного влияния культур.

То, что вы увидите на сцене — отсылка к рациональной и функциональной архитектуре колумбария. Колумбарий буквально — это голубятня. Продвижение римских войск сопровождалось постройкой мостов, дорог, акведуков и почтовых сооружений. Почта в то время была голубиной. Благодаря в том числе и голубям, как мы помним из истории, Рим покорил Европу. С тех пор голубятни укоренились во Франции, а затем во многих странах мира эта конструкция перешла без изменения названия в наименование места для захоронения праха. Один из архитектурных проектов из наследия Лекё и напомнил об эволюции голубятни — колумбария.

Для нас в работе первичным был сюжет либретто. Нужно было условное сакральное пространство, единое и составное одновременно. Объединяющее жрецов с народом и закрытое от врагов. Устройство колумбария перекликается и с образом архаичного храма, и с оборонной башней.

Главная Журнал Альона Пикалова о сценографии в опере «Норма»