11 августа 2022
13 августа 2022
17 августа 2022
19 августа 2022
24 августа 2022
26 августа 2022
27 августа 2022
30 августа 2022
31 августа 2022
01 сентября 2022
02 сентября 2022
04 сентября 2022
06 сентября 2022
07 сентября 2022
08 сентября 2022
09 сентября 2022
10 сентября 2022
11 сентября 2022
13 сентября 2022
14 сентября 2022
15 сентября 2022
16 сентября 2022
17 сентября 2022
18 сентября 2022
20 сентября 2022
21 сентября 2022
22 сентября 2022
23 сентября 2022
24 сентября 2022
25 сентября 2022
27 сентября 2022
28 сентября 2022
29 сентября 2022
30 сентября 2022
01 октября 2022
02 октября 2022
05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
28 октября 2022
30 октября 2022
Журнал
  • Август
    10
  • Сентябрь
  • Октябрь
24.06.2022
Альона Пикалова о сценографии в опере «Норма»
Альона Пикалова — автор сценографии для многих постановок в Пермском театре оперы и балета. Мы удивлялись размаху ее мысли в «Лебедином озере», «Баядерке», «Шахерезаде» и не только. И уже совсем скоро увидим декорации, которые Альона подготовила для премьеры «Нормы» Беллини. Конечно, мы не упустили возможность поговорить с ней о работе художника в этой сложной и красивой постановке.

wm_enlarge_tg_image_3671629096.jpeg

Фото: Ольга Керелюк / Урал Опера Балет


Почему в качестве эталона для стилистического решения спектакля были выбраны проекты Этьена-Луи Булле, Клода-Николя Леду и Жан-Жака Лекё? И причем тут картина «Сон Оссиана» Жана Огюста Доминика Энгра?

На ваш вопрос непросто ответить. Подробный ответ дал Аркадий Ипполитов, который вы можете прочитать в буклете спектакля. Если вкратце, то на наших самых первых беседах на эту тему, перебрав множество вариантов, мы решили остановиться на «духе времени» Беллини и пересмотреть ту культурную среду, которая его окружала; имена художников и архитекторов, работавших в тот период и определивших тридцатилетие, с 1800 по 1830 год.

Почему «Оссиан»? Можно сказать, что работа Энгра — это зарождение нового стиля, переход от классицизма к романтизму, который есть и в музыке Беллини. А еще потому, что имя Оссиана тесно связано с Наполеоном Бонапартом и его новой культурой. По примеру Александра Македонского и Августа, у которых были свои любимые поэты, Наполеон назначил на эту роль кельтского барда Оссиана, и, насколько я знаю, эта картина Энгра была заказана для того, чтобы разместить ее — ни много ни мало — в римском дворце, который готовился для резиденции Наполеона. Картина должна была быть размещена на потолке его спальни. Некий символизм: галлы завоевали Рим и поместили своего нового главного поэта прямо в сердце Римской империи. Не знаю, думали ли мы об этом на обсуждении, но, даже если это не проговаривалось вслух так подробно, все равно мы понимали, о чем идет речь. Есть две разные культуры: в какой-то момент они соперничают, в какой-то объединяются, перетекают одна в другую — как в сюжете «Нормы». В итоге, дух и колорит картины Энгра стал базовым эстетическим слоем этой работы.

Вторым слоем стала архитектура 1800-х годов. Постройки и проекты французских архитекторов Булле, Леду и Лекё опередили свое время — даже сейчас они смотрятся смело, в свое же время это были принципиально утопические проекты: идеи, выраженные в архитектурных формах, которые были адресованы будущим поколениям. В XX веке они были заново открыты и оценены. Эти конструкции соотносятся с общим настроением той творческой среды, в которой существовал Беллини, и их холодная отстраненность идеально подчеркивает красоту бельканто.

Что нас ждет в плане декораций? Планируете ли вы удивить зрителя размахом проделанной работы?

В работе над «Нормой» не было цели удивить дизайном. Здесь главное — организовать сцену под режиссерские и вокальные задачи. Придумать декорации с расчетом на то, чтобы хор и солисты были максимально выгодно размещены в камерном, специально стесненном пространстве.

Расскажите немного о процессе работы над декорациями. Как это происходит? Как рождается и воплощается идея художника-постановщика?

Это очень обширный вопрос, как минимум семинара, но вкратце могу сказать, что конструкция, которая представлена в «Норме», отсылает к теме слияния и взаимного влияния культур.

То, что вы увидите на сцене — отсылка к рациональной и функциональной архитектуре колумбария. Колумбарий буквально — это голубятня. Продвижение римских войск сопровождалось постройкой мостов, дорог, акведуков и почтовых сооружений. Почта в то время была голубиной. Благодаря в том числе и голубям, как мы помним из истории, Рим покорил Европу. С тех пор голубятни укоренились во Франции, а затем во многих странах мира эта конструкция перешла без изменения названия в наименование места для захоронения праха. Один из архитектурных проектов из наследия Лекё и напомнил об эволюции голубятни — колумбария.

Для нас в работе первичным был сюжет либретто. Нужно было условное сакральное пространство, единое и составное одновременно. Объединяющее жрецов с народом и закрытое от врагов. Устройство колумбария перекликается и с образом архаичного храма, и с оборонной башней.
поиск