23 июня 2024
Сегодня
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
05 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
06 октября 2024
11 октября 2024
12 октября 2024
13 октября 2024
14 октября 2024
18 октября 2024
19 октября 2024
22 октября 2024
24 октября 2024
25 октября 2024
27 октября 2024
30 октября 2024
31 октября 2024
Афиша
  • Июнь
    23
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
Опера
12 Июня / Пн 19:00
Бал-маскарад
Дж. Верди
Описание
Возрастная категория: 16+
Количество антрактов: 2

Трагифарс в 3 действиях

Либретто Антонио Сомма на сюжет Эжена Скриба

Опера написана в 1858 году, в данной сценической версии впервые представлена в Перми в 2023 году

Исполняется на итальянском языке с русскими титрами

Написанный в 1858 году, «Бал-маскарад» завершает десятилетие, в которое были созданы «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата» — оперы, принесшие Джузеппе Верди не просто признание, но мировую славу. Знаковое название итальянского романтического репертуара, «Бал-маскарад» после долгого перерыва возвращается на пермскую сцену в постановке Владиславса Наставшевса. Его дебютный спектакль в Пермской опере, выпущенный в 2022 году «Евгений Онегин», стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая Маска — 2023» за лучшую работу режиссера и был признан публикой и критикой одной из ключевых постановок российской музыкальной сцены последних лет. 

Премьерой «Бала-маскарада» Пермский театр оперы и балета завершает цикл спектаклей, поставленных в сезоне 2022/2023 по произведениям композиторов-реформаторов, навсегда изменивших облик оперного жанра — в ноябре прошлого года его открыл «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в постановке Евгении Сафоновой, а в апреле продолжил «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в режиссуре Константина Богомолова. 

Владиславс Наставшевс, режиссер-постановщик:

— Сочиняя одну из лучших своих опер, Верди балансировал на грани — между трагическим и комическим, между иронией и меланхолией. На одной из репетиций я вспомнил о том, как перед смертью Чехов с улыбкой попросил бокал шампанского, выпил всё до дна, тихо лег на бок — и вскоре умолк навсегда. Герои «Бала-маскарада» любят, ревнуют и умирают с той легкостью и с той страстью к жизни, которая вообще свойственна итальянскому искусству и итальянской опере. Жанр нашего спектакля — трагифарс. В нем встречаются два мира — закулисья и сцены. Всегда ли можно провести границу между реальностью и вымыслом? И не является ли жизнь подлинным балом-маскарадом, где все носят маски — и всё оказывается не тем, чем кажется? 

> Краткое содержание

Утро. Губернатор города Риккардо принимает посетителей. В хоре славословий приближенных тонут реплики заговорщиков Тома и Сэмюэля, которые планируют убить Риккардо. Паж Оскар приносит список приглашенных на бал. Среди них — и Амелия, в которую Риккардо тайно влюблен. Увы, Амелия замужем за Ренато — другом и секретарем Риккардо. 

Наедине с Риккардо Ренато сообщает, что раскрыл заговор против него. Он увещевает Риккардо поберечь свою жизнь, но тот отказывается арестовывать заговорщиков и даже узнавать их имена. Верховный судья приносит на подпись приказ об изгнании из города гадалки Ульрики. Оскар вступается за нее, и Риккардо решает инкогнито отправиться к гадалке, чтобы самому испытать силу ее пророческого дара. Он приглашает с собой всех своих приближенных. 

Ульрика колдует в своем жилище. Она предсказывает матросу Сильвано, что губернатор скоро его повысит и наградит. Переодетый Риккардо подбрасывает матросу кошелек и указ о повышении. Слуга Амелии просит Ульрику принять его госпожу наедине. Ульрика выпроваживает посетителей, но Риккардо прячется и подслушивает. Амелия признается, что влюблена, и просит помочь ей избавиться от преступной страсти. Колдунья велит Амелии собрать волшебную траву ночью, на пустыре, где совершаются казни. Как только молодая женщина уходит, Риккардо спрашивает гадалку о своей судьбе. Ульрика предсказывает ему скорую смерть: его убьет тот, кто первым пожмет ему руку. Этим человеком оказывается Ренато, пришедший позже всех, и приближенные Риккардо убеждаются в лживости предсказаний Ульрики. Народ во главе с благодарным Сильвано поет губернатору хвалебный гимн. 

II 

Ночь. Мрачное пустынное поле, освещенное луной. Амелия пришла сюда за волшебной травой. Риккардо, втайне следовавший за возлюбленной, неожиданно появляется перед ней и открывает свои чувства. Амелия пытается не выдать себя, но в конце концов признается: да, она тоже любит его. Риккардо счастлив, а Амелию терзает совесть. Внезапно уединение влюбленных нарушает Ренато, который предупреждает Риккардо о том, что на него устроена засада. Ренато не узнает жену под густой вуалью. Они с Амелией уговаривают Риккардо скрыться. Тот просит Ренато позаботиться о его даме, не расспрашивая, кто она, и бежит, обменявшись плащами с Ренато. Обнаружив, что жертва скрылась, заговорщики пытаются раскрыть инкогнито дамы. Ренато защищает ее. Вмешавшись в их стычку, Амелия теряет вуаль. Сэмюэль и Том вышучивают ошеломленного Ренато. Горя жаждой мщения, он договаривается с заговорщиками о встрече — но поквитаться он хочет не с ними. 

III 

Кабинет в доме Ренато. Ренато грозит жене смертью, она просит позволения в последний раз обнять сына. Ренато понимает, что должен мстить не ей, а предавшему его другу. Приходят Сэмюэль и Том. Ренато просит их принять его в соучастники заговора против Риккардо. Каждый хочет своей рукой нанести Риккардо смертельный удар. Ренато заставляет Амелию, не посвященную в заговор, вытянуть жребий с именем будущего убийцы. Им оказывается Ренато.

 Оскар приносит приглашение на бал-маскарад. Ренато с радостью соглашается прийти — там будет удобно убить Риккардо. Заговорщики придумывают себе костюмы и пароль. Встревоженная Амелия чувствует, что Риккардо угрожает опасность, но не знает, как предупредить его, не выдав мужа. 

Риккардо подписывает указ, отправляющий Ренато с Амелией в Англию. Грустные предчувствия теснят его душу. Оскар приносит записку от неизвестной дамы, которая предупреждает Риккардо об опасности и просит не появляться на балу. Однако Риккардо считает ниже своего достоинства скрываться и решает принять участие в празднике. 

Бал-маскарад в разгаре. Ренато выведывает у Оскара, под какой маской скрылся Риккардо. Амелия в маске умоляет Риккардо скрыться. Тот узнает ее и сообщает ей о предстоящей разлуке. В момент их прощания Ренато наносит Риккардо смертельный удар. Он умирает, заверяя Ренато в непорочности Амелии и прощая своих убийц.

постановщики
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Мигран Агаджанян
Режиссер-постановщик: Владиславс Наставшевс
Художники по декорациям: Владиславс Наставшевс, Валерия Барсукова
Художники по костюмам: Владиславс Наставшевс, Майя Майер
Художники по свету: Александр Романов, Алексей Хорошев
Художник по видео: Игорь Домашкевич
Хормейстеры-постановщики: Екатерина Антоненко, Вячеслав Козленко
Драматург: Дмитрий Ренанский
Хореограф: Екатерина Миронова
Ассистент режиссера: Татьяна Полуэктова
Консультант по итальянскому языку: Дарья Митрофанова


в ролях
Риккардо: Борис Рудак
Амелия: Анна Нечаева
Судья: Данис Хузин
Сильвано: Рауф Тимергазин
Слуга Амелии: Константин Третьяков
Фото
Пермский театр оперы и балета
поиск