05 августа 2021
Сегодня
12 августа 2021
18 августа 2021
19 августа 2021
25 августа 2021
26 августа 2021
05 сентября 2021
15 сентября 2021
16 сентября 2021
17 сентября 2021
19 сентября 2021
22 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
30 октября 2021
31 октября 2021
Афиша
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
  • Сентябрь
  • Октябрь
Балет
08 Июня / Вт 19:00–21:10
Шут. Шахерезада
С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков
Описание
Одноактный балет в 6 картинах

Либретто Сергея Прокофьева по мотивам сказок Пермской губернии.
Сценография Михаила Ларионова

Балет написан в 1921 году, в данной сценической версии поставлен в Перми в 2011-м. Возобновление 2020 года. Продолжительность спектакля: 1 час

Пермская версия «Шута» — смелый эксперимент, сое­диняющий новую хореографию Алексея Мирошничен­ко со сценографией и костюмами, которые воссозданы по оригинальным эскизам художника-футуриста Михаила Ларионова, сделанным к первой постановке «Шута».

Партитуру «Сказки про Шута, семерых шутов перешутив­шего» импресарио Сергей Дягилев заказал Сергею Про­кофьеву в 1914 году на волне успеха «Весны священной», предложив для вдохновения сборник сказок Пермской губернии. Выбрав среди прочих несколько сюжетов о находчивом шуте, обставляющем глупых богачей, Прокофьев написал либретто и в короткие сроки закончил балет в клавире. Полному завершению работы помешала Пер­вая мировая война, поэтому премьера балета состоялась лишь в 1921 году. С того времени и до наших дней «Шут» совершенно выпал из поля зрения хореографов.

Спонсор постановки: г-н Тошихико Такахаши

Уважаемые зрители! 
Если вы решили посетить театр вместе с ребенком, то обращаем ваше внимание, что на все спектакли театра действуют единые правила покупки билетов. Вам необходимо приобрести отдельный билет на каждого ребенка. Билеты покупаются за полную стоимость на отдельное место.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действующие лица:

Шут
Шутиха, его жена
Семь шутов
Их жены
Их семь дочерей
Купец
Козлуха
Сводни
Семь солдат


Картина первая

Жил-был Шут. У Шута была жена Шутиха. Шут сидел на печи и придумывал, какую бы ему сшутить шутку; Шутиха мыла пол.

Шут выдумал, спрыгнул с печи и сказал:
— Хозяйка, смотри: придут к нам семь шутов, я велю тебе собирать на стол, ты не захоти, и я будто тебя убью. А когда ты упадешь, я возьму плетку, ударю раз — ты пошевелись, ударю два — ты поворотись, ударю три — ты встань и пойди собирать на стол. Тогда мы дорого продадим плетку.

Сказано — сделано. Явились семь шутов, увидали чудо и заплатили за плетку триста рублей.

Картина вторая

Вернулись семь шутов домой и решили попробовать плетку. Убили семерых своих жен и начали хлестать. Но ни одна не воскресла.

Картина третья

И прибежали разъяренные вдовцы к Шуту, чтобы расправиться с ним за такую проделку. Шут спрятал свою Шутиху, а сам переоделся женщиной, будто своею сестрою. Сел за пряжу, сидит да прядет. Обыскали шуты весь дом, но не нашли виновника. Видят: сидит сестра да посемывает. Схватили они молодуху и увели к себе: пусть служит стряпкой, пока Шут найдется.

Картина четвертая

У семерых шутов было семь дочерей, и пришла пора выдавать их замуж. Приехал к ним купец с двумя свахами, богатый-пребогатый. То-то была радость! Но купцу шутиныя дочки что-то не приглянулись, и он выбрал стряпку.

Картина пятая

Привел купец молодую в свою спальню, а женушка и не знает, как ей быть.

Говорит она мужу:
— Ой, родной, что-то плохо мне. Высади меня в окошко по холсту поветриться, а как тряхну холстом, назад тяни.

Купец послушался, обвязал простынею и спустил за окно. А когда вытянул обратно, на простыне болталася козлуха.

Испугался купец, стал звать челядь и домашних:
— Спасите, люди добрые, жена оборотилася козлухой!

Прибежали дружки, взялись наговаривать, начали они козлуху тормошить и подбрасывать, да так разошлись, что доконали козлуху до смерти.

Картина шестая

Стал неутешный купец хоронить свою женушку. А шуты тут как тут, перескочили через забор да кривляются: поделом тебе, что выбрал стряпку.
Вдруг приходит Шут, а с ним семеро солдат.

— Что вы наделали, собаки? Где моя сестра?

А те к нему с козлухой.

Шут купца за бороду:
— Такой, сякой! Взял сестру, а отдаешь дохлую козлуху. Я возьму тебя и упеку!

Перепугался купец, заплатил триста рублей, лишь бы его опустили. И стал Шут веселиться с бумажником и со своею Шутихою, а солдаты с шутиными дочерями.
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 10 минут
Количество антрактов: 1
постановщики
Музыкальный руководитель: Теодор Курентзис
Музыкальный руководитель возобновления и дирижер: Артем Абашев
Хореограф-постановщик: Алексей Мирошниченко
Ассистент дирижера: Владимир Ткаченко
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник-постановщик, художник по свету: Сергей Мартынов
в ролях
Шутиха: Екатерина Пятышева
Козлуха: Томонэ Кагава

Одноактный балет на музыку симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова

Балет, вдохновленный неиссякаемой культурой Востока и судьбой одной из самых удивительных женщин ХХ века — последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви.

Ее жизнь похожа на сказку. Дочь обедневшего дворянина, она, однако, получила, разностороннее образование и отправилась учиться во Францию по стипендии, учрежденной иранским правительством. Будучи студенткой парижской Специальной архитектурной школы, Фарах Диба была приглашена на официальный прием, где познакомилась с Мохаммедом Реза-шахом Пехлеви и через несколько месяцев стала его женой. Она возложила на себя ответственность за культурную и социальную жизнь в стране. Открывала больницы, школы, детские сады, устраивала жизнь больных проказой, боролась за права женщин. Она поддерживала как традиционное, так и современное искусство, развивала музеи, способствовала возвращению в Иран старинных персидских раритетов. Ее популярность среди населения росла, и в 1967 году шах принял беспрецедентное решение — он короновал Фарах, и она стала первой и единственной коронованной императрицей — шахбану — в истории страны. Помимо титула, Фарах Пехлеви получила право регентства. Во время исламской революции 1979 года, вместе с супругом и детьми она была вынуждена покинуть Иран. Время отняло у нее мужа, двоих из четырех детей, но сама она ныне находится в добром здравии.

Для хореографа Алексея Мирошниченко это второй спектакль, который он создал, вдохновляясь нехудожественными фактами истории (его «Золушка» 2016 года была отражением реалий советского балетного мира; за тот спектакль Мирошниченко был отмечен премией «Золотая Маска»). И это его первый балет, в котором он обходится без пуантного танца.

В партнерах у хореографа его постоянные художники-соавторы. Сценограф Альона Пикалова виртуозно вписала документальные объекты и предметы иранского искусства в художественные координаты спектакля. Татьяна Ногинова мастерски отразила в балетных костюмах дизайнерский облик выбранной эпохи. А свет от художника Алексея Хорошева рисует воображаемый мир на границе между действительностью и сказкой. Свою игру с ощущением времени и пространства ведет и музыкальный руководитель премьеры Артем Абашев, в руках которого симфоническая сюита Римского-Корсакова мерцает всевозможными оттенками. 

Продолжительность — 50 минут.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Действующие лица:
Императрица Фарах Пехлеви
Императрица Фарах Пехлеви в старости
Мохаммед Реза-шах Пехлеви
Бессмертные, офицеры, директор музея, помощник директора музея, преподаватель, студенты, секретарь императрицы, телохранители, дамы, хранители музея, гости в Персеполе, гости в посольстве, дипломаты, гончары, чеканщики, разносчики воды, ткачи ковров, девушки с кувшинами, блюдами, вуалями, танцовщицы

 

Пролог. 2019 год

Идет подготовка к выставке, посвященной персидской истории и культуре. Для торжественного открытия экспозиции прибывает императрица Фарах. Среди экспонатов есть предметы, связанные и с ее личной историей. Одно за другим возникают в памяти Ее Величества воспоминания… 

Часть I. Персеполь. 1971 год

К празднованию 2500-летия персидской монархии в Персеполе выстроен роскошный «Золотой город» из шатров. В «Палатке чести» Их Императорские Величества Шах и Императрица Ирана готовятся встречать гостей для проведения государственного приема — возможно, самого пышного из имевших место в новейшей истории, с участием глав государств и правительств со всего света.

Финалом торжеств становится театрализованный военный парад. Постепенно всё растворяется и исчезает…

Императрица листает альбом с фотографиями и продолжает вспоминать. 

Часть II. Париж—Тегеран. 1959 год

Специальная архитектурная школа в Париже. Здесь учится и Фарах Диба. Как и многие другие иранские студенты, она получает государственную стипендию, поэтому приглашена на прием в посольство Ирана во Франции.

На приеме Шах вежлив со всеми, но особенно с юной Фарах: она произвела на него сильное впечатление. Вскоре разносится весть о помолвке Шаха и Фарах, затем следует свадьба. 

Часть III. Тегеран. 1959—1967 годы

Мохаммед и Фарах наедине. Вот уже семь лет они вместе, и за это время, проведенное в единомыслии и любви, молодая жена Шаха оправдала все ожидания и обрела популярность у иранского народа. Шах Реза решает короновать супругу и предлагает ей стать императрицей (шахбану). Фарах принимает предложение и возлагает на себя ответственность служения народу.

Всё готово к коронации. 

Часть IV. Иран. 1967—1979 годы

Популярность императрицы Фарах продолжает расти. Красивая, умная, образованная, владеющая несколькими языками, она стала душой народа, настоящим примером, достойным подражания. Всё время своего правления августейшая чета находится в центре яркого, радостного, разноликого народного вихря. 

Эпилог. 2019 год

Императрица Фарах в задумчивости. Сопровождающие сообщают ей о начале церемонии. Она открывает выставку, перерезая ленту. Гости аплодируют. 

Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 10 минут
Количество антрактов: 1
постановщики
Автор либретто и хореограф: Алексей Мирошниченко
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Артем Абашев
Дирижер: Петр Белякин
Художник-постановщик: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Алексей Хорошев
Ассистент художника-постановщика: Светлана Нечаева
Научный консультант спектакля: Лана Раванди-Фадаи
в ролях
Императрица Фарах Пехлеви: Булган Рэнцэндорж
Мохаммед Реза-шах Пехлеви: Георгий Еналдиев
Видео
Фото
Видео
Фото
напомнить о событии
ближайшие показы
26 Августа / Чт 19:00–21:10
Пермский театр оперы и балета
поиск