Князь Игорь
Опера в 3 действиях с прологом
Либретто Александра Бородина при участии Владимира Стасова по мотивам эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве»
Опера написана в 1890 году. Музыкальная редакция Анны Булычёвой
Сценография спектакля приближена к постановке в 1890 году в Мариинском театре. В данной сценической версии постановка представлена в Перми в 2015 году.
Один из столпов русской оперной классики, «Князь Игорь» Александра Бородина, основывается на историческом сюжете, заимствованном из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», и повествует о неудачном походе Игоря Святославича против половцев.
Незавершенное произведение Бородина было дописано после смерти автора Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Премьера оперы состоялась в 1890 году в Мариинском театре. На эту постановку и ссылается художественная команда пермской премьеры 2015 года. Режиссер Сигрид Т’Хуфт известна прежде всего как эксперт в области исторической театральной реконструкции, дирижер Валерий Платонов — знаток русского музыкального наследия, а художник Штефан Дитрих — превосходный стилист, вдумчиво работающий с визуальными документами разных эпох. Свою главную задачу они видят в том, чтобы, не делая прямых повторов, максимально приблизиться к эстетике оперного театра конца XIX века.
Краткое содержание
Действующие лица:
Игорь Святославич
Ярославна
Владимир Игоревич
Владимир Ярославич (Галицкий)
Хан Кончак
Кончаковна
Овлур
Ерошка
Скула
Половецкая девушка
Няня Ярославны
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, девушки, народ, подруги Кончаковны, невольницы хана Кончака, половчанки, половцы, половецкие сторожевые
ПРОЛОГ
Картина первая
Город Путивль. На площади перед собором собрались жители города. Они пришли проводить дружину князя Игоря и рать в поход против половцев. Народ и бояре величают князя, его сына Владимира, князей и воинов и напутствуют их. Войско готово выступить, но внезапно свет меркнет — начинается солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. Народ видит в этом зловещее предзнаменование, но Игорь не намерен отступать от своего решения.
Вновь светлеет. Игорь в сопровождении остальных князей и бояр идет вдоль рядов дружинников и ратников. Двое из них, гудочники Скула и Ерошка, незаметно выходят из строя и удаляются.
Игорь прощается со своей женой Ярославной. Она умоляет мужа отказаться от похода, но Игорь тверд: долг и честь зовут его. Ему вторят сын — княжич Владимир, и брат Ярославны, князь Владимир Галицкий.
Игорь оставляет Галицкого временным наместником в Путивле и поручает ему оберегать княгиню, быть ей защитой и опорой. Галицкий дает слово: он обязан Игорю за приют, который он нашел в Путивле, после того как был изгнан из Галича отцом и братьями.
Княгиня Ярославна и боярыни уходят. Из собора выходит старец и благословляет рать. Войско во главе с Игорем выступает в поход.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина вторая
Край половецкого стана. Половцы, глядя вдаль, ожидают прибытия войска хана Гзака. Появляются воины с добычей и русскими пленными. Навстречу Гзаку выходит хан Кончак, чтобы приветствовать победителя. За всем происходящим наблюдают пленники — князь Игорь, княжич Владимир и русские дружинники.
Кончак предлагает Игорю разнообразные развлечения: ястребиную охоту, коня любого, любой шатер и булат заветный. Ответом ему служит молчание. Тогда Кончак приказывает привести красавиц-пленниц.
Игорь пожимает руку Кончаку: он рад бы стать союзником хану, но не может. Едва он обретет свободу, как вновь соберет дружину и выступит против врага. Хан одобряет гордость и храбрость своего знатного пленника.
Входят половецкие невольники и невольницы, за ними свита и приближенные Кончака. Начинается половецкая пляска во славу хана Кончака.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаясячелядь во главе со Скулойи Ерошкой славит князя-наместника. Из княжоготерема выходит ВладимирГалицкий. Ему мало тойвласти, что он имеет, —он хочет вместо Игоря «сестькнязем на Путивле», а сестру, княгиню Ярославну, закрытьв монастыре.
Во двор вбегают девушки. Они просят Галицкого не губить и освободить их подругу, которую по его приказу выкрали и заперли у него в тереме. Галицкий в гневе и досаде прогоняет девушек под пьяный хохот челяди.
Картина четвертая
Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Давно нетвестей о князе Игоре, сынеее Владимире и их дружине. Тяжкие думы Ярославныпрерывает няня, которая сообщает, что пришли девушкис жалобой на Галицкого. Онирассказывают о бесчинствахВладимира Ярославича и просят княгиню навести порядокв отсутствие князя Игоря.
В горницу врывается Галицкий, девушки в испуге вскрикивают и убегают. Ярославна призывает Галицкого к ответу, угрожает обо всем рассказать Игорю, когда тот вернется. Галицкий в ответ лишь усмехается: да стоит ему рукой махнуть, как тут же Путивль выберет его на княжение. Ярославна в гневе. Поняв, что хватил лишку, Галицкий уходит.
Ярославна старается взять себя в руки. Входят думные бояре. Они сообщают Ярославне, что войско Игоря разбито, что сам князь ранен и вместе с сыном попал в плен, а половецкое войско приближается к Путивлю. Ярославна падает без чувств.
Придя в себя, княгиня молит бояр найти решение. «Город крепок, будь спокойна, стены крепки, рвы глубоки, и надежен наш острог», — отвечают те.
Тем временем Владимир Галицкий выступает перед боярами в детинце и предлагает в новые князья себя. Бояре отвергают его кандидатуру.
Звучит набатный колокол. В окнах терема виднеется зарево пожара. Бояре готовятся к обороне.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина пятая
Половецкий стан. Половецкие девушки песнями и танцами развлекают дочь хана — Кончаковну. Та нетерпеливо ждет свидания с пленным русским княжичем Владимиром Игоревичем.
Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Девушки приветствуют их и угощают питьем. Показывается дозор, обходящий стан. Девушки расходятся.
Ночь окутывает стан темнотой. Овлур остается один на страже.
К шатру Кончаковны осторожно приближается Владимир Игоревич. Возлюбленные не могут нарадоваться долгожданной встрече. Внезапно Владимир слышит шаги отца и, простившись с любимой, скоро уходит в темноту.
Князю Игорю тяжело пережить поражение. Он чувствует свою вину за гибель войска, жаждет свободы, чтобы искупить позор и спасти честь — ему бы вновь собрать полки да выступить против половцев. Думы о родине сменяются его мыслями о любимой жене.
Незаметно к князю подкрадывается Овлур, крещеный половец. На небе занимается заря. Овлур предлагает пленнику бежать, обещает добыть ему лихих коней. Игорь возмущен таким предложением. Овлур делает вторую попытку. Игорь сомневается.
Кончаковна вбегает в страшном волнении и останавливается у шатра Владимира. Она узнала, что Владимир собирается бежать: ей ужасна сама мысль о разлуке с любимым. Она молит его остаться или же взять ее с собой. Из шатра выходит князь Игорь. Владимир мечется между Кончаковной и Игорем, между любовью и долгом. Зов отца сильнее. Тогда Кончаковна несколько раз ударяет в било — сигнал тревоги разлетается по стану. Князь Игорь ускользает в одиночку.
Со всех сторон сбегаются разбуженные половцы, они хватают княжича. Узнав, что князь сбежал, дозорные собираются убить остальных пленных. Кончаковна бросается на защиту Владимира.
Появляются Кончак и ханы. Сторожевые сообщают о побеге Игоря. Кончак восхищается его поступком и, скрепляя руки Кончаковны и Владимира, объявляет юношу не врагом, а своим зятем. Сам же с войском выступает в поход на Русь.
Картина шестая
Путивль сожжен. Ярославна одна на городской стене плачет, причитает, обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, вопрошая об Игоре.
Внезапно на горизонте появляются двое всадников. Они всё ближе и ближе. Ярославна узнает в одном из них князя Игоря и бросается ему навстречу. Игорь спешивается и обнимает княгиню. Овлур с конями отходит в сторону.
Игорь полон решимости вновь собрать войско, чтобы выступить против врага.
Хмельные Ерошка и Скула поют о неудачном походе Игоря Святославича на половцев, но, завидев вдали, вернувшегося князя с княгинею, обрывают песню. Поразмыслив, как им быть, они звонят в набат, сзывая народ на площадь и сообщая всем о возвращении князя.
Толпа нарастает. Из детинца выходит князь Игорь с княгиней Ярославной, за ними следуют старцы и бояре. Князь Игорь кланяется народу — народ приветствует его.
Постановщики
Музыкальный руководитель постановки
Режиссер-постановщик
Сценограф и художник по костюмам
Художник по свету
Хормейстер-постановщик