
Пиковая дама

К 225-летию со дня рождения Александра Пушкина
Опера Петра Ильича Чайковского
Либретто Модеста Чайковского при участии Петра Чайковского по мотивам одноименной повести Александра Пушкина
Опера написана в 1890 году, в данной сценической версии впервые представлена в Перми в 2024 году
Вершина творчества Чайковского и трагическая кульминация музыкального театра эпохи романтизма, «Пиковая дама» распахивает дверь в ХХ век, предвосхищая открытия Рихарда Штрауса и Альбана Берга, одновременно пристально всматриваясь в золотой век европейской культуры — «сочиняя „Пиковую даму“, временами мне казалось, что я живу в XVIII веке и что дальше Моцарта ничего не было», писал впоследствии композитор. Обостренность экспрессии и изощренная культурологическая игра составляют два полюса драматургии партитуры, многие тайны которой остаются неразгаданными по сей день. Два года спустя после премьеры нашумевшей постановки «Евгения Онегина» режиссер Владиславс Наставшевс вновь возвращается в Пермскую оперу, чтобы заняться поиском ответов на загадки «Пиковой дамы» — на этот раз в тандеме с главным дирижером театра Владимиром Ткаченко.
Постановка спектакля реализована по итогам Всероссийского конкурса по поддержке новых постановок спектаклей в рамках празднования 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина и осуществлена при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и АНО «Русские сезоны».
Краткое содержание
I
Картина 1
Петербург. Гуляя по Летнему саду, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре. Как и прежде, их приятель Герман проводит ночи напролет в игорном доме, мрачно наблюдая за игрой, но не принимая в ней участия.
В сопровождении графа Томского появляется сам Герман. Он признается, что страстно влюблен, но имени своей избранницы не знает. Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий сообщает о скорой женитьбе. Когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки Лизы, Герман в ужасе понимает, что влюблен в невесту князя.
Томский рассказывает приятелям светский анекдот о том, как в молодости Графиня проиграла в Париже все свое состояние. Ценой одного рандеву она узнала у графа Сен-Жермена роковую тайну трех карт, которые помогли «Венере московской» отыграться. Графине предсказано, что она умрет от руки того, кто, «пылкою страстью горя», придет к ней узнать эти карты.
Начинается гроза. Сад пустеет. Герман клянется, что Лиза будет принадлежать ему.
Картина 2
Сумерки. Подруги пытаются развеселить опечаленную Лизу. Оставшись одна, Лиза поверяет свою сокровенную тайну ночи: она любит Германа.
Появляется Герман. Он признается Лизе в любви. Их прерывает стук в дверь. В комнату входит Графиня. Успевший спрятаться, Герман внезапно вспоминает о тайне трех карт. Графиня уходит, и порывистое объяснение Германа завершается ответным признанием Лизы.
II
Картина 3
Бал у богатого сановника. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет ее в своей любви. Лизу не трогают мольбы жениха, к которому она равнодушна.
Лиза отдает Герману ключ от потайной двери дома Графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню старухи. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты.
Картина 4
Спальня Графини, где всё напоминает о ее далекой молодости. Одержимый желанием узнать тайну трех карт, Герман решает добиться от Графини ответа.
Вернувшаяся с бала Графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность.
Герман просит открыть ему тайну. Графиня, онемев от испуга, недвижима. Взбешенный Герман угрожает ей пистолетом, и старуха падает замертво.
Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую Графиню, она в отчаянии понимает: «Не я тебе была нужна, а карты!»
III
Картина 5
Комната в казармах. Герман читает письмо Лизы, в котором она назначает ему свидание на набережной.
В воображении Германа возникают картины похорон Графини. В бреду, под вой ветра и бушующей за окном метели, ему является призрак старухи. Он приказывает Герману жениться на Лизе и называет ему три выигрышные карты — тройку, семерку, туз…
Картина 6
Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий слова любви, но одержимый уже другой идеей. Охваченный безумием, он убегает в игорный дом. Лиза, доведенная до отчаяния, бросается в воду.
Картина 7
Игроки веселятся за карточным столом. В разгаре вечера появляется Герман. Он ставит на названную призраком карту — тройку — и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта — семерка — снова приносит ему удачу.
Герман бросает окружающим вызов, предлагая сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Вместо беспроигрышного туза в руках Германа оказывается дама пик. Карта бита. Герману мерещится призрак Графини. В безумии он стреляется.
Постановщики
Музыкальный руководитель и дирижер
Дирижер
Режиссер-постановщик, художник по декорациям
Художник по декорациям
Художник по костюмам
Художник по свету
Художник по видео
Хормейстер-постановщик
Хормейстер
Драматург
Хореограф
Ассистент режиссера
Коуч по французскому языку