Балет в 2 сценах. Либретто Игоря Стравинского
Хореография Джорджа Баланчина
Балет поставлен в 1928 году, в данной сценической версии впервые представлен в Перми в 2014-м. Возобновление 2018 года.
Идея создания аллегорического балета на сюжет греческого мифа принадлежит Игорю Стравинскому, выступившему как автор музыки и либретто. По сюжету, рожденный из скалы покровитель искусств Аполлон Мусагет посвящает Полигимнию, Каллиопу и Терпсихору в музы мимики, поэзии и танца и восходит вместе с ними на Парнас. Работая над музыкой, композитор уже предполагал увидеть визуальное воплощение своей мечты в исполнении труппы Ballets Russes Сергея Дягилева. Его вниманием тогда завладел 23-летний хореограф Джордж Баланчин, поразивший маэстро своей изобретательностью и музыкальностью. Сам Баланчин впоследствии признавался, что «Аполлон Мусагет» был его удачей и любимым детищем. Эта постановка стала для величайшего хореографа ХХ века моментом обретения себя, а также положила начало его многолетнему творческому сотрудничеству с Игорем Стравинским.
Балет поставлен в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа
Хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского
Балет написан в 1923 году, в данной сценической версии поставлен в 1982-м. Премьера в Перми состоялась в 2012-м. Возобновление 2022 года
Стравинский задумал хоровую кантату на тексты русских обрядных песен в 1912 году, однако к реализации идеи приступил вплотную лишь в 1914-м. Премьера «Свадебки» в постановке Брониславы Нижинской, хореографа Ballets Russes Сергея Дягилева, с большим успехом прошла в 1923 году в парижском Théâtre de la Gaîté. Впоследствии к партитуре Стравинского обращались хореографы и в новых поколениях, но, пожалуй, самого громкого успеха добился Иржи Килиан, в 1982 году поставивший «Свадебку» в Nederlands Dans Theater.
Само известие о том, что живая легенда современного танца Килиан отдал свой знаменитый балет пермякам, уже вызвало большой резонанс среди критиков и балетоманов, ведь до сих пор еще никому в России хореограф не давал разрешения на исполнение «Свадебки».
«Свадебка» — русское слово, обозначающее женитьбу. В трактовке Игоря Стравинского это свадебный ритуал, который по традиции устраивают родители жениха и невесты. С суровой аскетичностью партитура Стравинского исследует структуру (и ее крепкие узы обычаев), окутывающую жизнь тесной общины. Танец, ведомый музыкой, созвучен разным частям и действам церемонии. В этом свадебном обряде жених и невеста, еще незнакомые друг с другом, становятся будто двумя жертвами, которых вот-вот отдадут на заклание. Но по ходу празднества обряд становится всё безудержнее, пыл разгорается, а пропасть между мужчиной и женщиной сокращается, пока их ладони не лягут одна в другую. Страх и сомнения постепенно рассеиваются, и вот, отвернувшись от прошлого, они торжественно шествуют к открывшейся двери в новую жизнь.
Кристиан Харви
Исполняется с разрешения Chester Music Limited
Одноактный балет У. Форсайта на музыку Т. Виллемса
Балет поставлен в 1991 году, премьера в Перми состоялась в 2012-м. Возобновление 2022 года
Не ученик Джорджа Баланчина, но его творческий последователь, развивший в собственном ключе идею чистого танца, Уильям Форсайт — живая балетная легенда.
Его называют деконструктивистом академического танца, но компании по всему миру почитают за честь иметь в репертуаре его постановки. У нас в стране до сих пор этим правом обладали только Мариинка (3 балета) и Большой театр (1 балет).
Своих главных успехов ньюйоркец Форсайт добился в Европе. С 1984 по 2004 год он возглавлял труппу Франкфуртского балета, создав ей репутацию одной из самых прогрессивных в мире. В 2005 году он основал собственную труппу — The Forsythe Company, которая базируется в Дрездене и Франкфурте-на-Майне.
The Second Detail Форсайт сочинил в разгар своего франкфуртского периода в карьере, в начале 1990-х. Историки балета характеризуют дух и стиль этих лет как «поздний классический Форсайт». 14 танцовщиков в лаконичных небесно-голубых костюмах под изобретательный синтетический бит голландца Тома Виллемса, постоянного соавтора Форсайта, иллюстрируют излюбленный прием хореографа — внезапное зарождение движения в разных группках танцевального ансамбля и многовариантное противопоставление их друг другу. Пермская постановка
Исполняется с разрешения Boosey & Hawkes Music Publishers Limited