05 августа 2021
12 августа 2021
18 августа 2021
19 августа 2021
25 августа 2021
26 августа 2021
05 сентября 2021
15 сентября 2021
16 сентября 2021
17 сентября 2021
19 сентября 2021
22 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
30 октября 2021
31 октября 2021
Афиша
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
Опера
09 Октября / Сб 19:00–21:30
Любовь к трем апельсинам
С. Прокофьев

Либретто Сергея Прокофьева по одноименной драматической сказке Карло Гоцци. Версия Филиппа Григорьяна и Ильи Кухаренко

Опера написана в 1919 году, премьера в данной сценической версии состоялась в Перми в 2021 году


«Любовь к трем апельсинам» — одна из самых популярных опер Сергея Прокофьева. Написать произведение по мотивам старинной сказки Карло Гоцци композитору подсказал Всеволод Мейерхольд, опубликовавший ее вольный перевод в первом номере одноименного театрального журнала. Получившаяся в итоге опера с «ясной, живой и, по возможности, простой» музыкой вобрала в себя не только традиции комедии dell’arte, но и художественные веяния начала ХХ века. Что не мешает ей быть актуальной и в наши дни.

Премьерную постановку, приуроченную к 130-летию со дня рождения Прокофьева, режиссер и сценограф Филипп Григорьян и дирижер Артем Абашев выстраивают как «научпоп-комедию». Место действия переносится в закрытую лабораторию, чудаки-ученые которой, озадаченные идеей преображения человека, денно и нощно трудятся над секретным проектом под кодовым названием «Принц».

Редакция Филиппа Григорьяна и Ильи Кухаренко
2021 год

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действующие лица:

Король Треф, ученый, глава закрытого научно-исследовательского института
Принц, его детище, лабораторный проект
Принцесса Клариче, замдиректора института
Леандр, завотделом снабжения
Труффальдино, инженер-технолог, капитан команды КВН
Панталон, талантливый ученый, правая рука Короля Треф
Маг Челий и Фата Моргана, легендарная пара выдающихся ученых, отошедшая от дел. Родственники главы института
Нинетта, молодой ученый, специалист по биотехнологиям
Николетта и Линетта, сотрудницы института
Смеральдина, секретарь директората
Фарфарелло, инженер-кибернетик
Глашатай
Церемониймейстер
Чудаки, Медики, Чертенята, лаборанты, аспиранты, сотрудники института
Трагики, Комики, Лирики, Пустоголовые, приглашенные на презентацию экспериментального проекта специальные гости — военные, журналисты, представители научного сообщества
Уроды, Пьяницы, Обжоры, участники команды КВН

Действие происходит в вымышленном государстве в середине прошлого века, в одном закрытом научно-исследовательском институте


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Гостям института, среди которых журналисты, военные и представители научного сообщества, демонстрируют завершающую стадию сенсационного эксперимента. Глава института (Король) полон оптимизма, однако эксперимент проваливается. Фрагменты искусственно созданного существа не срастаются в единое целое. Начинается скандал. Гости спорят о природе неудачи, пока их не просят временно покинуть лабораторию.

Глава института в отчаянии выслушивает Панталона и его сотрудников. Появляются Челий и Моргана и со своей стороны пытаются разобраться в природе ошибки. Они напоминают Королю о нейрофизиологических возможностях смеха. Панталон воодушевлен этой идеей и пытается привлечь к эксперименту Труффальдино. Король нехотя соглашается и просит организационной помощи у Леандра. Тот изо всех сил сопротивляется поручению, но Король настаивает.

У себя на академической даче Челий и Моргана горячо спорят о ходе эксперимента, но аргументы Морганы оказываются убедительней. Тем временем в лаборатории правоту Морганы обнаруживает и Король, в процессе перепроверки формул. Панталон и Леандр коротают время за игрой в «дурака». Лаборанты наблюдают за начальством.

Клариче, мечтающая занять место главы института, отчитывает Леандра за неэффективность. Он должен любыми средствами помешать успеху проекта «Принц». Для этого он тайно заправляет систему «мертвым знанием». Взамен Клариче обещает Леандру брак и повышение по службе. Леандр не против этих перспектив, но его также влечет красотка секретарша Смеральдина. Клариче узнает об их связи и жаждет мести. Однако Смеральдина умело превращается из соперницы в союзницу. Она выступает тайной посыльной Морганы, которая странным образом решила играть на стороне заговорщиков.

Труффальдино, получивший повышение и допуск к главному объекту эксперимента, входит в лабораторию и пытается разобраться с поставленными перед ним задачами. Нейрофизиолог Нинетта приходит в ужас от его самонадеянности и некомпетентности. Однако именно Труффальдино обнаруживает диверсию Леандра. Нинетта в растерянности и пытается остановить дальнейшие манипуляции, однако ее успокаивает и уводит Челий. У Труффальдино всё готово к новой «смеховой» стадии эксперимента.

Гостей возвращают в демонстрационный зал и подвергают «Принца» испытанию смехом. Все варианты шуток, предложенные Труффальдино, не ведут к желаемым результатам. Тогда Моргана, находящаяся в этом же зале в неузнаваемом обличье, берет инициативу в свои руки. Ее гипотеза оказывается верной, и все части искусственно создаваемого существа под кодовым названием «Принц» срастаются под воздействием смеха. Руководство, сотрудники и гости института готовы праздновать победу, однако Моргана настаивает на том, что испытания Принца еще не закончены и ему предстоит путешествие в искусственно сконструированную реальность. Там Принцу будет предложено самостоятельно найти ответы на самые судьбоносные вопросы. Клариче и Леандр поражены «предательством» Морганы, но еще не сломлены.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В системе искусственно сконструированной реальности возникают неполадки, и она требует настройки. Челий вызывает из рубки специалиста-кибернетика Фарфарелло. Тот нехотя отчитывается, ссылаясь на тот факт, что все бразды правления теперь у Морганы и она отдает распоряжения.

Принц идет по иллюзорной пустыне в поисках загадочных Трех Апельсинов. За его путешествием наблюдают и помогают Труффальдино и Челий. Последний пытается предупредить Принца о подвохах и опасностях этой авантюры, но не убеждает его прервать поход. Труффальдино получает от Челия волшебный бантик, который может помочь усмирить страшную Кухарку в замке Креонты.

Кухарка — это одно из воплощений Челия в пространстве искусственной реальности. Апельсины из ее кладовки — это портал в подсознание самого Принца.

В итоге манипуляций с бантиком Труффальдино и Принц похищают апельсины. Но теперь Принц задумывается над значением фразы: «Влюбись в три апельсина!» В своем стремлении понять тайную природу своих желаний, он начинает обретать способность менять искусственную реальность. И его сознание визуализирует три последовательные догадки.

Первая и вторая его гипотезы оказываются нежизнеспособными, а третья является почти точным ответом на поставленные Морганой вопросы. Все присутствующие сотрудники института с удивлением видят, как сознание Принца формирует в качестве смутного объекта желания вполне узнаваемую коллегу из института. Только Моргана не до конца удовлетворена этим впечатляющим результатом. Она подменяет образ возлюбленной, созданный Принцем, на другой — более эффектный.

Этот демарш Морганы начинает раздражать даже Челия, который вступает с ней в темпераментный спор. И на этот раз он оказывается победителем, не без помощи лаборантов.

На финал этой стадии эксперимента приходит посмотреть глава института и приглашенные гости. Несмотря на давление, Принц не соглашается на подмену и продолжает настаивать на своей версии счастья. Диверсия Леандра, Клариче и Смеральдины обнаружена, однако это уже не может помешать счастливому финалу. Их ждет увольнение, а счастливых влюбленных — уютная академическая дача.


Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 30 минут
Количество антрактов: 1
постановщики
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Артем Абашев
Режиссёр-постановщик: Филипп Григорьян
Художник-постановщик: Филипп Григорьян
Художник по костюмам: Влада Помиркованая
Художник по свету: Сергей Васильев
Хормейстер-постановщик: Евгений Воробьев
Хореограф: Анна Абалихина
Драматург: Илья Кухаренко
дирижёр
Видео
Фото
напомнить о событии
ближайшие показы
10 Октября / Вс 19:00–21:30
Пермский театр оперы и балета
поиск