Curlew River / Река Керлью
Либретто Уильяма Пломера по мотивам пьесы Дзюро Мотомаса«Сумидагава» («Река Сумида») для японского театра Но
Опера написана в 1964 году, в данной сценической версии представлена в Перми в 2022 году
Исполняется на английском языке с русскими титрами
Камерная опера «Река Керлью» — одно из ключевых названий музыкального театра ХХ века, на создание которого классика английской музыки ХХ века натолкнуло путешествие по Японии и посещение спектакля традиционного театра Но.
«Простая, трогательная, лаконичная история, сильно замедленное действие, изумительное мастерство и самообладание артистов, красивые костюмы, смесь распевов, речи и пения, которые, в сочетании с тремя инструментами, создают странную музыку — всё это дает абсолютно новое „оперное“ переживание. Там не было дирижера — инструменталисты сидели на сцене, как и хор, а главные герои выходили вдоль длинной рампы. Свет был строго не театральный», — так описывал этот опыт сам Бенджамин Бриттен. В 1964 году композитор создает партитуру, жанр которой он назвал «притчей для исполнения в церкви».
Известный российский музыковед Людмила Ковнацкая: «Призмой преломления восточной традиции у Бриттена стал европейский средневековый миракль с его библейской тематикой и композиционным каркасом литургических жанров. <…> Символ Реки амбивалентен, это граница царства живых и мертвых; река, разъединяющая и объединяющая. Такова символика пути паломников: путь с Запада на Восток, из страны теней, увядания и смерти в страну света, перерождения (буддийский „мир пробужденных“) и просветления, озарения (епифания). Сакральное и профанное, западное и восточное, архаично-библейское и современное отражаются друг в друге, взаимно проникают, обретают друг друга и открывают себя в другом».
Постановкой «Реки Керлью» на большой музыкальной сцене дебютирует молодой режиссер, выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Федор Федотов. Сцена и зал в его спектакле меняются местами: зрительский амфитеатр располагается прямо на подмостках, а действие разворачивается в зоне оркестровой ямы, в партере и на ярусах Пермской оперы. Музыкальный руководитель и дирижер премьеры — Евгений Воробьев, над костюмами и образами работали молодые художники Екатерина Барышникова и андеграундный художник-модельер Артем Икона.
Федор Федотов, режиссер-постановщик:
— Бенджамин Бриттен вошел в историю как один из самых удивительных новаторов оперного жанра — музыка «Реки Керлью» воспринимается свежей и актуальной по сей день. А вот сценический язык, к которому апеллирует партитура, кажется сегодня очень архаичным. Перед нами стоит задача, оставаясь в рамках оригинального замысла композитора, попытаться подобрать для «Реки Керлью» некий новый эстетический код. Наш спектакль — про порталы в прошлое. Мне хочется, чтобы у зрителя появилось ощущение, что мы все смотрим на небо — и понимаем, что видим не звезды, а свет, который доходит до нас через 1000 лет.
Концертное исполнение
Постановщики
Музыкальный руководитель и дирижер
Режиссер
Художник (пространство)
Художник по костюмам
Художник по свету
Художник по видео
Видеоарт
Екатерина Петкова
Коуч по английскому языку
Анастасия Казакова
Автор перевода титров