Щелкунчик

П. Чайковский Балет 6+
Щелкунчик

Балет-феерия в 2 действиях с эпилогом

Либретто Алексея Мирошниченко по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Балет написан в 1892 году, в данной сценической версии впервые представлен в Перми в 2017 году

В преддверии Нового 2018 года театр выпустил мировую хореографическую премьеру — балет «Щелкунчик» Петра Чайковского в авторской версии Алексея Мирошниченко. Действие «Щелкунчика» перенесено в Петербург 1892 года. Именно в этом году в Мариинском театре состоялась его мировая премьера.

Алексей Мирошниченко, хореограф-постановщик и автор либретто:
— Сложность постановки в том, что это классический «Щелкунчик». Когда ты делаешь современную версию того или иного классического произведения, твои руки развязаны, ты свободен в выборе интерпретации. Здесь же я жестко ограничен классической формой, которая должна быть сохранена, но в этих рамках хочется сделать какие-то собственные музыкальные и сюжетные открытия.

Краткое содержание

Действующие лица:
Дроссельмейер, советник
Штальбаум, врач
Госпожа Штальбаум, его жена
Их дети: Мари, Луиза, Фриц
Щелкунчик, Принц
Король мышей
Бабушка, дедушка, подруги-модницы, офицеры
Жители Блюменбурга: испанская пара, восточная пара, китайская пара, русская пара, французская пара, итальянская пара
Цветы: роза, лилия, пион, лотос
Городовой, трубочист, мещане с детьми, пьяные рабочие, студенты, батюшка, человек с райком, мальчишки уличные, бакалейщики, гости, няня, горничная, повар, поварята, княгиня с мопсом, лакей, гувернантка, мыши, солдатики, конница, медвежата, снежинки, цветы, ангелы, пажи

Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1892 году

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

1892 год. Санкт-Петербург готовится к Рождеству. На улицах предпраздничная суета. У райка сгрудились любопытные мальчишки, городовой следит за порядком, бакалейщики потчуют замерзших горожан горячим чаем и сладостями. Следом за многочисленными гостями к дому Штальбаумов спешит советник Дроссельмейер. Для своей крестной Мари он приготовил особенный подарок.

Картина вторая

В доме Штальбаумов встречают гостей. Всё готово к празднику. По знаку хозяина гасят верхний свет, и ёлка загорается разноцветными огнями. Все замирают в восхищении.
Но что это?

Мари кажется, что из старинной картины на стене появляется молодой офицер и молит ее о помощи. Странно, но, кроме девочки, никто его не замечает. Но вот уже в гостиной снова светло, и дети получают долгожданные подарки.

Начинаются веселые танцы. Входит советник Дроссельмейер. Дети бросаются к нему, ведь каждый раз он придумывает что-нибудь необычное! Сегодня крестный принес костюмы и маски, чтобы взрослые разыграли домашний спектакль о принцессе Пирлипат. Принцессой будет Луиза — сестра Мари, Королем и Королевой станут родители, дедушке достанется костюм Мышильды, а поваренок сыграет племянника Дроссельмейера.

Дроссельмейер начинает рассказ…

Не получив королевского угощения, мерзкая Мышильда приводит своего сына Короля мышей, и тот кусает спящую Пирлипат. Принцесса делается настолько уродливой, что даже Король и Королева при виде нее готовы упасть в обморок. Король зовет Дроссельмейера и приказывает ему спасти принцессу. Но выручает ее юноша — племянник советника. Он дает Пирлипат волшебный орех Кракатук, и красота возвращается к ней. Мышиной злобе нет предела. Желая отомстить, Мышильда велит своему сыну напасть на отважного юношу. Один укус — и племянник Дроссельмейера превращается в жалкого уродца с огромным ртом. Но что делает Пирлипат?

Вместо благодарности она отворачивается от своего спасителя, который стал таким некрасивым…

«Бедный герой! — Мари со слезами бросается к уродцу. — Никогда бы я не поступила как жестокая принцесса Пирлипат!» Дроссельмейер говорит, что его племянник отныне стал Щелкунчиком, которому суждено вечно раскалывать орехи. Такова страшная месть Мышильды за орех Кракатук. «Но можно ли его спасти?» — восклицает Мари. «Можно, — отвечает крестный, — только если добрая девушка полюбит Щелкунчика и поможет ему сразиться с Королем мышей».

Тем временем Фриц, брат Мари, хватает Щелкунчика, чтобы проверить, сможет ли тот разгрызть самый большой орех. Дети тянут к себе игрушку и ломают ее. Мари плачет, но крестный чинит Щелкунчика и возвращает его девочке. Счастливая, она укачивает своего любимца, а Фриц с приятелями переключаются на мальчишечьи игрушки, поднимая шум на весь дом.

Увидев, что всё улажено, Штальбаум приглашает гостей станцевать старый добрый гросфатер, который переходит во всеобщий веселый галоп.

Картина третья

Няня провожает Мари в постель. Но девочка всё еще под впечатлением от праздника, а особенно — от сказки о принцессе Пирлипат. Наконец, няне удается успокоить Мари, и та засыпает.

По комнате разливается волшебный свет. Мари видит сон, как поваренок из домашнего спектакля украл сладости и его поймали. Старшая сестра Луиза в образе Пирлипат просит Короля с Королевой отпустить мальчика, но те остаются непреклонны. А вот другое видение: появляется Король мышей и хищно нависает над Мари. Девочка в страхе открывает глаза.

Часы бьют полночь. В спальню входит Дроссельмейер. Он какой-то странный, не смотрит на Мари, а пристально вглядывается в циферблат, словно чего-то ждет.

Картина четвертая

По мановению руки советника стена спальни поднимается, и Мари оказывается посреди гостиной. Комната расширяется, ёлка растет, буфет превращается в крепость, камин становится огромным. Из-под стола выбирается Король мышей, а с ним — целая мышиная армия! Дроссельмейер с Мари прячутся за креслом, на котором спит Щелкунчик. Дежурный офицер крепости бьет тревогу. Стреляет пушка и будит Щелкунчика. Тот храбро ведет солдатиков против мышиного войска. Но мыши одолевают отряд, и Щелкунчик выходит один на один против главного противника.

Желая помочь Щелкунчику, Мари бросает в Короля мышей свою туфельку. Тот отвлекается — Щелкунчик наносит удар. Раненый враг что есть мочи толкает Щелкунчика, и тот падает в изнеможении. Мыши спасаются бегством, унося с собой Короля.

Мари в отчаянии. Она не знает, жив ли ее милый Щелкунчик. Но Дроссельмейер и в эту минуту рядом. Он советует Мари подойти к герою — и происходит чудо: уродец превращается в прекрасного принца. Принц склоняется к ногам своей спасительницы и признается ей в любви.

Картина пятая

Кажется, это сказочный финал, но впереди еще испытания. На пути Мари и Принца встает волшебный зимний лес. Колкие снежинки пытаются заморозить их чувства и усыпить влюбленных навсегда. Но ангелы приходят на помощь Мари и Щелкунчику: своим пением они разгоняют леденящий вихрь снежинок.

Из глубины леса появляются медведи и везут Мари и Принца в сторону Блюменбурга — фантастического города, где в цветущих садах живут влюбленные и исполняются мечты.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Странствия Мари и Принца продолжаются. Ангелы показывают им дорогу. В Блюменбурге навстречу гостям выходят пары влюбленных со всего света. Королевские пажи провожают новоприбывших.

Картина вторая

Король и Королева Блюменбурга готовятся к приему гостей. Из волшебных золотых леек они поливают дивные цветы в саду. В окружении горожан появляются Принц и Мари. Принц рассказывает о своих злоключениях в облике Щелкунчика и объявляет всем, что именно Мари он обязан своим спасением.

Начинается праздник. Перед гостями танцуют испанская пара, восточная пара, китайцы, русские, французы, итальянцы. Принц и Мари радостно отвечают им своим искренним танцем. Король и Королева одаривают героев благоухающими цветами: роза, лилия, пион, лотос тоже кружатся в чудесном танце.

Мари и Принц счастливы. Принц предлагает Мари навсегда остаться с ним в стране любви. На секунду Мари сомневается — и чары развеиваются: волшебный город меркнет, а пары влюбленных превращаются в кукол. «Постой!» — восклицает Мари: она готова, она согласна. Она умоляет Принца простить ей мимолетное сомнение, но тот уже снова превратился в Щелкунчика. «Что же я натворила?» — плачет Мари. Всё пропало. Она бежит куда глаза глядят. Откуда ни возьмись появляется Дроссельмейер. Мари в надежде бросается к нему, но силы покидают ее, и она лишается чувств.

Картины третья и четвертая

Страшный звук будит Мари. Она открывает глаза и понимает, что лежит дома, в своей спальне. Фриц с новенькой трубой, подаренной ему накануне, примчался, чтобы разбудить сестру. За ним входят госпожа Штальбауми няня, они очень взволнованы тем, что Мари всё еще в постели. А та сама не своя. Повсюду ищет Щелкунчика и, не найдя, стремглав выбегает на улицу. Ей нужен Дроссельмейер, ведь только ему она может доверить свою тайну.

Картина пятая

Рождественская ночь миновала, на улицах Петербурга продолжается праздничное веселье. Мари прибегает на карнавальную площадь.

Удивительно, как всё перекликается с событиями из ее сна! Веселые площадные артисты похожи на влюбленных со всего света. «Да и король с королевой из Блюменбурга уж очень напоминали кого-то… ну конечно, родителей!» — понимает Мари.

Вот и Дроссельмейер, но не один, а с юношей. Мари рассказывает крестному свой удивительный сон. «Позволь, — с улыбкой перебивает ее советник, — я представлю тебе моего племянника».

Юноша приветствует Мари, и та видит, что он как две капли воды похож на Щелкунчика-Принца. Да и юноше кажется, что он как будто уже встречал Мари. Узнавание перерастает в смущение, а затем в радость. «Что-то мне подсказывает, — глядя на них, говорит советник Дроссельмейер, — что теперь Мари уж точно не повторит ошибки принцессы Пирлипат».

Постановщики

Хореограф-постановщик и автор либретто

Дирижер-постановщик

Художник-постановщик

Художник по костюмам

Художник по свету

Татьяна Степанова

Хормейстер

Светлана Нечаева

Ассистент художника-постановщика