Петрушка. Шахерезада
30 ноября 2019
19:00–21:00
Исповедь / Чертова клоунада
Балет написан в 1911 году, в данной сценической версии представлен в Перми в 2017-м
Работая с образом Петрушки, Владимир Варнава (став в 2010-м самым молодым танцовщиком-лауреатом «Золотой Маски», сегодня он обладатель уже двух национальных премий) берет в фокус две темы: противостояние творческой индивидуальности агрессивной толпе; и свобода воли художника в контексте жизненного сценария. Жанр своего спектакля он обозначает как «чертова клоунада». Визуальная концепция, разработанная Галей Солодовниковой, построена на приеме «театр в театре»: подмостки балаганчика вписаны в пространство сцены. Здесь, то выходя на свет, то прячась в тени, присутствует Создатель, который кому-то внешне может напомнить Игоря Стравинского.
Краткое содержание
Действующие лица:
Петрушка
Смерть Петрушки
Дива
Силач
Создатель
Слуги просцениума
Где мы оказались? Ни черта не ясно…
Ладно. Вот поглядите: Петрушка. Хотя какой же это Петрушка, если у него даже колпачка нет? А. Ну вот. Так-то лучше.
Тише! Выходит Создатель, дирижер, кукловод — называйте его как хотите. Он устраиваетежевечернеепредставление, в котором Петрушка занимает центральное место. Вы ведь хотите это увидеть?
Ага, а это карлики — смотрите, как они кривляются! Это подручные Создателя, которым нравятся их жестокие роли.
Кто сказал, что театр кукол всегда добрый? Да он просто ни разу не участвовал в фантасмагорическом шоу Создателя. А ведь оно уже началось!
Ой, а это Дива! Балерина, красавица, звезда. Словом, мечта Петрушки. Интересно, полюбит она Петрушку, как он ее?
Выходит Силач. Здоровый какой! Сразу видно, что победитель во всем: на ринге и в любви. Погодите… А как же Петрушка, которому в представлении отведена главная роль? Скоро увидим.
Ну вот. Кажется, все представлены. Надеемся, что вам понятно еще не всё, иначе смотреть будет неинтересно.
А если у вас и после просмотра останутся какие-то вопросы, приходите снова и посмотрите внимательнее. Вы же любите жестокие шоу? Не шуршите шоколадкой и не выпивайте больше одного бокала коньяка в буфете. Петрушка выходит на свою крохотную арену каждый вечер. И так будет до конца времен.
Одноактный балет на музыку симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова
Премьера состоялась в Перми в 2019-м
Балет, вдохновленный неиссякаемой культурой Востока и судьбой одной из самых удивительных женщин ХХ века — последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви.
Ее жизнь похожа на сказку. Дочь обедневшего дворянина, она, однако, получила, разностороннее образование и отправилась учиться во Францию по стипендии, учрежденной иранским правительством. Будучи студенткой парижской Специальной архитектурной школы, Фарах Диба была приглашена на официальный прием, где познакомилась с Мохаммедом Реза-шахом Пехлеви и через несколько месяцев стала его женой. Она возложила на себя ответственность за культурную и социальную жизнь в стране. Открывала больницы, школы, детские сады, устраивала жизнь больных проказой, боролась за права женщин. Она поддерживала как традиционное, так и современное искусство, развивала музеи, способствовала возвращению в Иран старинных персидских раритетов. Ее популярность среди населения росла, и в 1967 году шах принял беспрецедентное решение — он короновал Фарах, и она стала первой и единственной коронованной императрицей — шахбану — в истории страны. Помимо титула, Фарах Пехлеви получила право регентства. Во время исламской революции 1979 года, вместе с супругом и детьми она была вынуждена покинуть Иран. Время отняло у нее мужа, двоих из четырех детей, но сама она ныне находится в добром здравии.
Для хореографа Алексея Мирошниченко это второй спектакль, который он создал, вдохновляясь нехудожественными фактами истории (его «Золушка» 2016 года была отражением реалий советского балетного мира; за тот спектакль Мирошниченко был отмечен премией «Золотая Маска»). И это его первый балет, в котором он обходится без пуантного танца.
В партнерах у хореографа его постоянные художники-соавторы. Сценограф Альона Пикалова виртуозно вписала документальные объекты и предметы иранского искусства в художественные координаты спектакля. Татьяна Ногинова мастерски отразила в балетных костюмах дизайнерский облик выбранной эпохи. А свет от художника Алексея Хорошева рисует воображаемый мир на границе между действительностью и сказкой. Свою игру с ощущением времени и пространства ведет и музыкальный руководитель премьеры Артем Абашев, в руках которого симфоническая сюита Римского-Корсакова мерцает всевозможными оттенками.
Краткое содержание
Действующие лица:
Императрица Фарах Пехлеви
Императрица Фарах Пехлеви в старости
Мохаммед Реза-шах Пехлеви
Бессмертные, офицеры, директор музея, помощник директора музея, преподаватель, студенты, секретарь императрицы, телохранители, дамы, хранители музея, гости в Персеполе, гости в посольстве, дипломаты, гончары, чеканщики, разносчики воды, ткачи ковров, девушки с кувшинами, блюдами, вуалями, танцовщицы
Пролог. 2019 год
Идет подготовка к выставке, посвященной персидской истории и культуре. Для торжественного открытия экспозиции прибывает императрица Фарах. Среди экспонатов есть предметы, связанные и с ее личной историей. Одно за другим возникают в памяти Ее Величества воспоминания…
Часть I. Персеполь. 1971 год
К празднованию 2500-летия персидской монархии в Персеполе выстроен роскошный «Золотой город» из шатров. В «Палатке чести» Их Императорские Величества Шах и Императрица Ирана готовятся встречать гостей для проведения государственного приема — возможно, самого пышного из имевших место в новейшей истории, с участием глав государств и правительств со всего света.
Финалом торжеств становится театрализованный военный парад. Постепенно всё растворяется и исчезает…
Императрица листает альбом с фотографиями и продолжает вспоминать.
Часть II. Париж—Тегеран. 1959 год
Специальная архитектурная школа в Париже. Здесь учится и Фарах Диба. Как и многие другие иранские студенты, она получает государственную стипендию, поэтому приглашена на прием в посольство Ирана во Франции.
На приеме Шах вежлив со всеми, но особенно с юной Фарах: она произвела на него сильное впечатление. Вскоре разносится весть о помолвке Шаха и Фарах, затем следует свадьба.
Часть III. Тегеран. 1959—1967 годы
Мохаммед и Фарах наедине. Вот уже семь лет они вместе, и за это время, проведенное в единомыслии и любви, молодая жена Шаха оправдала все ожидания и обрела популярность у иранского народа. Шах Реза решает короновать супругу и предлагает ей стать императрицей (шахбану). Фарах принимает предложение и возлагает на себя ответственность служения народу.
Всё готово к коронации.
Часть IV. Иран. 1967—1979 годы
Популярность императрицы Фарах продолжает расти. Красивая, умная, образованная, владеющая несколькими языками, она стала душой народа, настоящим примером, достойным подражания. Всё время своего правления августейшая чета находится в центре яркого, радостного, разноликого народного вихря.
Эпилог. 2019 год
Императрица Фарах в задумчивости. Сопровождающие сообщают ей о начале церемонии. Она открывает выставку, перерезая ленту. Гости аплодируют.
Состав исполнителей
Состав исполнителей
Императрица Фарах Пехлеви
Георгий Еналдиев
Мохаммед Реза-шах Пехлеви
Постановщики
Музыкальный руководитель постановки
Дирижер
Хореограф
Драматург
Художник-постановщик
Художник по свету
Полина Митряшина
Ассистент хореографа
Постановщики
Автор либретто и хореограф
Дирижер-постановщик
Художник-постановщик
Художник по костюмам
Художник по свету
Светлана Нечаева
Ассистент художника-постановщика
Лана Раванди-Фадаи
Научный консультант спектакля
Другие события
Петрушка. Шахерезада
30 ноября 2019
19:00–21:00