Озорные песни, Шут

Ф. Пуленк, С. Прокофьев
Балет
12+
Озорные песни, Шут
Пермский театр оперы и балета
1 час 20 минут

Одноактный балет на музыку Франсиса Пуленка (вокальный цикл «Озорные песни» на анонимные тексты XVII века, FP 42; «Три вечных движения», FP 14а, II. Très modéré; «Неаполь», FP 40, II. Nocturne; «Три пасторали», FP 5, III. Vite)

Премьера состоялась в Перми в 2020 году.

«Озорные песни» — первая постановка Антона Пимонова для Пермского балета. Как и в предыдущих работах, хореограф продолжает выбранную линию неоклассики и визуализирует музыку. На этот раз он обращается к одноименному вокальному циклу Франсиса Пуленка, дополнив его фортепианными миниатюрами композитора. Несмотря на то что в одиннадцати микросюжетах угадываются истории взаимоотношений между мужчиной и женщиной, главный герой этого балета — собственно классический танец, явленный во всем многообразии форм и настроений. Тон «озорства» постановке задают подчас непредсказуемые ритмические контрасты в игре пианиста, энергия голоса баритона — еще одного принципиально важного участника спектакля, а также легкость и непринужденность хореографа в обращении с арсеналом возможностей классического балета.

Уважаемые зрители! 

Если вы решили посетить театр вместе с ребенком, то обращаем ваше внимание, что на все спектакли театра действуют единые правила покупки билетов. Вам необходимо приобрести отдельный билет на каждого ребенка. Билеты покупаются за полную стоимость на отдельное место.

Одноактный балет в 6 картинах

Либретто Сергея Прокофьева по мотивам сказок Пермской губернии.
Сценография Михаила Ларионова

Балет написан в 1921 году, в данной сценической версии впервые представлен в Перми в 2011 году. Возобновление 2020 года.

«Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» — одно из немногих названий в истории «Русских балетов» Дягилева, после премьеры на долгие годы выпавшее из поля зрения хореографов. Точнее — на девяносто лет, пока в 2011-м Пермский балет не вернул его на сцену.

Партитура появилась на свет по заказу Дягилева, который на волне успеха «Весны священной» заказал молодому композитору Сергею Прокофьеву балет в русском балаганном стиле. Вдохновение почерпнули из сборника народных сказок Пермской губернии. По стечению обстоятельств, постановщиком парижской премьеры в 1921 году стал художник-авангардист Михаил Ларионов. С ним и корреспондирует современный пермский спектакль.

Взяв за основу оригинальное либретто, Алексей Мирошниченко сочинил новую хореографию в буффонадном стиле, а художники Сергей Мартынов и Татьяна Ногинова воссоздали визуальный облик спектакля по эскизам Ларионова. В результате получился оммаж и Дягилеву, и Ларионову, и самой идее поиска новых выразительных средств — на стыке высокого и низкого, прошлого и настоящего.

Уважаемые зрители! 

Если вы решили посетить театр вместе с ребенком, то обращаем ваше внимание, что на все спектакли театра действуют единые правила покупки билетов. Вам необходимо приобрести отдельный билет на каждого ребенка. Билеты покупаются за полную стоимость на отдельное место.

Краткое содержание

Действующие лица:

Шут
Шутиха, его жена
Семеро шутов
Их жены
Их семь дочерей
Купец

Козлуха


Сводни


Семеро солдат

Картина первая

Жил-был Шут. У Шута была жена Шутиха. Шут сидел на печи и придумывал, какую бы ему сшутить шутку; Шутиха мыла пол.

Шут выдумал, спрыгнул с печи и сказал:
 — Хозяйка, смотри: придут к нам семеро шутов, я велю тебе собирать на стол, ты не захоти, и я будто тебя убью. А когда ты упадешь, я возьму плетку, ударю раз — ты пошевелись, ударю два — ты поворотись, ударю три — ты встань и пойди собирать на стол. Тогда мы дорого продадим плетку.

Сказано — сделано. Явились семеро шутов, увидали чудо и заплатили за плетку триста рублей.

Картина вторая

Вернулись семеро шутов домой и решили попробовать плетку. Убили своих жен и начали хлестать. Но ни одна не воскресла.

Картина третья

И прибежали разъяренные вдовцы к Шуту, чтобы расправиться с ним за такую проделку. Шут спрятал свою Шутиху, а сам переоделся женщиной, будто своею сестрою. Сел за пряжу, сидит да прядет. Обыскали шуты весь дом, но не нашли виновника. Смотрят: сидит сестра да посемывает. Схватили они молодуху и увели к себе: пусть служит стряпкой, пока Шут найдется.

Картина четвертая

У семерых шутов было семь дочерей, и пришла пора выдавать их замуж. Приехал к ним купец с двумя свахами, богатый-пребогатый. То-то была радость! Но купцу шутиныя дочки что-то не приглянулись, и он выбрал стряпку.

Картина пятая

Привел купец молодую в свою спальню, а женушка и не знает, как ей быть.

Говорит она мужу:
 — Ой, родной, что-то плохо мне. Высади меня в окошко по холсту проветриться, а как тряхну холстом — назад тяни.

Купец послушался, обвязал простынею и спустил за окно. А когда вытянул обратно, на простыне болталася козлуха.

Испугался купец, стал звать челядь и домашних:
 — Спасите, люди добрые, жена оборотилася козлухой!

Прибежали дружки, взялись наговаривать, начали они козлуху тормошить и подбрасывать, да так разошлись, что доконали козлуху до смерти.

Картина шестая

Стал неутешный купец хоронить свою женушку. А шуты тут как тут, перескочили через забор да кривляются: поделом тебе, что выбрал стряпку.
Вдруг приходит Шут, а с ним семеро солдат.

 — Что вы наделали, собаки? Где моя сестра?

А те к нему с козлухой.

Шут купца за бороду:
 — Такой, сякой! Взял сестру, а отдаешь дохлую козлуху. Я тебя упеку!

Перепугался купец, заплатил триста рублей, лишь бы его опустили. И стал Шут веселиться с бумажником и со своею Шутихою, а солдаты — с шутиными дочерями.

Состав исполнителей

Виктория Снигур

Солистка

Солистка

Состав исполнителей

Марат Сафин

Купец

Постановщики

Музыкальный руководитель

Хореограф

Художник по свету

Олеся Малькова

Ассистент художника по костюмам

Постановщики

Дирижер-постановщик

Дирижер-постановщик возобновления

Хореограф-постановщик

Художник по костюмам

Художник-постановщик, художник по свету

Другие события

16 июня 2023 19:00
Главная Афиша и билеты Озорные песни, Шут